Развитие ребенка доставляет родителям удовольствие, однако оно же несет в себе и множество проблем. Существует определенный перечень навыков, которыми должен обладать малыш в возрасте года. Не стоит думать, что любое отклонение от нормы является проблемой и сразу же бить тревогу, так как все дети разные. Но все же имеются и некоторые обязательные пункты, согласно которым можно определить, нормально ли ребенок развивается. Об этом и пойдет речь сейчас.
Оценивать требуется по таким моментам, как умение ходить, обслуживать себя при приеме пищи, концентрироваться на объектах, общаться с людьми и контактировать с миром. Важную роль играет и моторика рук. А теперь более подробная информация.
Ходьба – один из важных навыков годовалого малыша
Родители всегда с нетерпением ждут, когда ребенок сделает первый шаг. Поэтому часто они волнуются, когда это происходит слишком поздно или даже рано. Обычно первые шаги малыши делают именно в возрасте около года, но из данного правила имеются и исключения. Если ваш сын или дочь начал ходить в девять или в 15 месяцев, это абсолютно нормально. Обращаться к специалистам по данному вопросу не стоит.
Как малыши обслуживают себя во время приема пищи?
До годовалого возраста ребенок должен обучиться есть с помощью ложки. Врачи, а в особенности стоматологи, советуют отучить малыша от бутылочек и сосок максимально рано. Причина в том, что в противном случае могут возникнуть серьезные проблемы с прикусом в частности и с зубами в целом.
Навыки ребенка по моторике в годовалом возрасте
До 12 месяцев малыш постоянно изучает мир, который его окружает. Поэтому обычно в год он уже может крепко удерживать в руках разные вещи, переносить их и исследовать. Небольшие проблемы с моторикой являются нормой, но, если у младенца трудности с контролем пальцев, из-за чего он не удерживает предметы в руках, лучше посоветоваться со специалистом и узнать причину проблемы. В будущем задержки в развитии моторики станут более явными и могут повлечь за собой постоянную неуклюжесть и неловкость. Правда, в будущем во время активного рукоделия и лепки из пластилина дети обычно компенсируют рассматриваемые навыки мелкой моторики.
Оценить мелкую моторику можно с помощью ряда игр:
- выполнение пирамидки из колец;
- сооружение башни из кубиков;
- помещение предметов в емкость.
Как общаются годовалые малыши?
В возрасте 12 месяцев дети должны знать, что означают как минимум десять слов. Среди них и такие значимые понятия, как «нельзя», «горячо», «опасно», «вкусно» и многие иные. Посредством использования этих слов малыш знакомится с миром и воспринимает суть причинно-следственных связей. Еще детям важно ознакомиться со словами «дай», «стой», «возьми», «покажи» и научиться демонстрировать на них грамотную реакцию (адекватную значению слова). Они должны понимать, положительно или отрицательно на них реагируют родители.
Важным показателем развития сферы эмоций у малыша служат слезы «за компанию». Это означает, что ребенок, услышав плач сверстника, также начинает плакать. Ругать его за данное проявление не нужно, ведь в противном случае у малыша снизится эмпатия, когда он вырастет. В идеале следует спокойно рассказать ребенку о том, что с ним все нормально, и постараться успокоить его.
Годовалые малыши должны научиться общаться с ровесниками. Обычно они просто играют вместе, но и этого достаточно для демонстрации развития.
Дети в возрасте года обычно знают, как называются их родные: мама, папа и так далее. Братьев и сестер в основном называют по краткому имени. Свое имя годовалый ребенок также должен знать и откликаться на него, если его позвали.
Реакция малыша на окружающую действительность
У годовалых детей проблематично определить наличие многих недугов, таких, как частичная глухота. Вот почему такую большую роль играет отслеживание реакции младенца на окружающий мир. Обязательно обратите внимание на следующие вещи:
- узнаваемость малышом голосов родных и близких;
- узнаваемость лиц родных и близких;
- ощущение малышом боли при ударе, ожоге или ранении;
- наличие ориентации в пространстве у ребенка при ползании и ходьбе.
Если любой из вышеназванных факторов отсутствует или нарушен, то обратитесь к специалисту за обследованием. При своевременном обнаружении проблем со слуховой, зрительной и иной системой их вполне реально подкорректировать.
В год ребенок должен уметь концентрировать внимание на определенном действии, например, мультфильме или разговоре, как минимум на несколько минут. Малыши до года обычно не могут так себя вести, но в возрасте от 12 месяцев они уже обладают данным навыком. Если вы обнаружили, что и в год ваш ребенок не концентрирует внимание даже на минуту, посетите специалиста. Причиной этой проблемы может стать синдром дефицита внимания. В рассматриваемом возрасте он практически не мешает малышу, но с началом посещения детского сада и впоследствии школы он может стать существенной трудностью. Ведь беспечность и неусидчивость не дает ребенку усваивать материал и хорошо учиться.
Все остальные навыки, не названные в этой статье, могут как присутствовать, так и отсутствовать у годовалого малыша. Их наличие является показателем незаурядного развития, а отсутствие не говорит о проблемах и не требует посещения врача.