Все наиболее важные функции детского организма развиваются на начальном этапе его жизни. В особенности это касается первого года, когда формируется физическая и нервная системы. Ребенок начинает ходить, разговаривать и активно развивает собственную память. Обычно большинство людей не помнят себя в этом возрасте, но, несмотря на это, память именно в младенческий период постоянно меняется. Вот почему следует заниматься тренировкой его мозга с первых месяцев жизни.
Как работает детский мозг
В тканях мозга малышей находится большое число нейронов, однако основная масса их с течением времени отмирает. До трехлетнего возраста их объем существенно сокращается, все потому, что в работе мозга они не участвуют.
По мнению детских врачей, если активно загружать нейроны головного мозга ребенка, то они не будут гибнуть столь быстро. Для этого достаточно окружить малыша богатой на впечатления обстановкой. Деятельность мозга стимулируют разные звуки, цвета, ощущения и так далее. Прежде думали, что для запоминания в мозге имеется отдельный участок. Однако сегодня доказано, что зоны с рассматриваемой функцией есть во всех отделах. Так что, если старательно стимулировать нервную систему ребенка, он будет обладать отличной памятью в будущем.
Как развивать память в первый год жизни: работаем с чувствами
Благодаря развитию памяти, мы отлично социализируемся и ориентируемся. Дети постепенно учатся запоминать родителей, обретают любимые занятия, игрушки и песни. Все эмоциональные реакции служат следствием активного развития памяти у младенца.
В первый год жизни большинство функций памяти базируется на чувственном восприятии. Малыш хорошо помнит запахи, эмоции и тон голоса. Когда дети плохо слышат и видят, следует заняться стимуляцией работы их мозга путем прикосновений. Тактильные ощущения играют важнейшую роль в связи ребенка с окружающей обстановкой. В первый месяц они и вовсе служат единственной связующей нитью.
На втором месяце у ребенка слух становится лучше, а на третьем уже и зрение становится нормальным. В этот период можно окружать младенца разнообразными звуками и цветными предметами, ласково общаться с ним, петь песни и включать их.
Развиваем речь
С течением времени речь мамы становится для новорожденного уже не набором звуков, она обретает смысл. Дети понимают сказанные фразы и соответственно реагируют на них. Потом они начинают соотносить слова с персонами и объектами. Больше общайтесь с малышом, чтобы он осознавал происходящее. Прогулки и игры должны быть наполнены смыслом для ребенка.
При чтении книг обращайте внимание на картинки, обозначайте их словами, рассказывайте о цвете и размере предметов.
Обычно в год у младенца уже есть любимые книги, музыка и игрушки. Не переживайте, что он увлекся одним предметом, это совершенно нормально и говорит о развитии памяти ребенка. Ведь раз он полюбил что-то, значит, он запомнил эту картинку или игрушку.
Если регулярно заниматься с годовалым ребенком, то у него сформируется связь между словом и объектом. В данном периоде малыш уже знает, как называются игрушки и прочие предметы, окружающие его, а также где они находятся.
При произношении названия предмета, такого, как кровать или дверь, ребенок примется его искать глазами. Если это происходит, то он не просто понял, о чем речь, но и имеет представление о внешнем виде и местонахождении названного объекта.
Как заниматься с малышом
- Развивать память младенцу необходимо каждый день. Очень важен комплексный подход к обучению. Не думайте, что опередите события, если будете беседовать с ребенком с первых дней жизни. Рассказывайте малышу про разные события и не ждите при этом вербальной обратной связи, она появится лишь к годовалому возрасту.
- При обучении детей в первый год жизни постарайтесь использовать больше информации и тематических данных. Допустим, при объяснении размеров на примере кубиков делайте упор лишь на их величину, а не цвет. Иначе ребенок запутается. Используйте слова только по сути, без лишних данных, которые малыш пока не поймет. Показывая кубик, просто говорите, что это кубик, и все.
- Давайте ребенку возможность проявить себя и подыгрывайте ему в разных ситуациях. При испытании положительных эмоций малыш будет проще запоминать слова, действия и предметы. На глазах у него, например, можно спрятать игрушку и попросить отыскать ее, четко назвав. Конечно, ребенок, так как видел, как вы ее прятали, обязательно найдет. После чего нужно его похвалить.
- Названия в первый год жизни следует изучать постепенно и напрямую связывать их с эмоциями. Именно так малышу их проще запоминать. Купите карточки с изображениями живых существ и предметов быта и демонстрируйте их ребенку, упоминая не только названия животных, но и их типичные признаки: кошка мяукает, собака лает и так далее.
- Малыши в первый год жизни очень любят выразительное чтение стихов для них. Например, можно каждый день читать ребенку такие произведения, как «Сорока-белобока», «Мишка косолапый», при этом дополняя чтение небольшой сценкой. Так малышу будет существенно легче запомнить.
- Детские стихи поэтов несложно учить наизусть, вот почему при регулярном их чтении для годовалых детей очень скоро малыш будет даже заканчивать строчки сам.
- Отличной стимуляцией памяти детей является мелкая моторика. Запаситесь игрушками разной фактуры, которые можно щупать и изучать, вследствие чего происходит развитие центра речи, а параллельно и областей, отвечающих за запоминание. После полугода малыш может под вашим присмотром изучать крупы, а годовалый ребенок начнет лепить из пластилина либо теста.